Как сформировать эффективную команду.

Cформировать эффективную команду — успех компании на этапе ее создания. Если предварительно определить цели, роли и нормы команды, ее работа будет согласованной и эффективной.

Как работать над дизайном команды


В организации есть несколько уровней команд, и на каждом люди выполняют стратегию компании. От того, как согласованно и эффективно работают команды на своем уровне, зависит успех бизнеса. Без людей бизнеса не существует вообще.

Команда не будет работать гармонично, если на старте сознательно не поработать над ее архитектурой. Что нужно делать на этапе дизайна?

1. Определить величину команды. Идеальная команда – 5-10 человек. Если меньше – сложно быть инновационными, поскольку мало разнообразия. Если больше – сложно взаимодействовать. Это влияет на общую эффективность.

2. Решить, кого брать в команду. Стоит обращать внимание на демографические и персональные характеристики людей: возраст, происхождение, навыки, личные качества.

команда

Интересно, что возраст не влияет на эффективность. Если функции команды понятны, последовательны и не нуждаются в инновационности, то возраст людей, которые их выполняют, не суть важен. Если одна из целей команды – внедрять что-то новое, нужно постоянно перемешивать команды и вносить разнообразие. То есть совмещать людей разного возраста и взглядов.

Многие эксперты хвалят интровертов, но и предостерегают: если хотите инноваций, не формируйте полностью интровертную команду. Над созданием нового должны работать люди с разными качествами.

Главный фактор формирования команды – то, что люди умеют делать. Но не менее важными являются их ценности. Чаще всего людей подбирают согласно ценностям компании, но могут учитывать и географические особенности.

Например, европейцы больше индивидуалисты, а на востоке – коллективисты. Первых называют людьми зерна, вторых – риса. Посадить зерно можно самостоятельно, ты ни от кого не зависишь. А, чтобы получить хороший урожай риса, нужно иметь общую систему увлажнения, сотрудничать с другими людьми.

Что нужно для формирования команды


1. Цели. Они должны быть комплексными и синхронизированными с командой.
Как обычно формируется футбольная команда? Большинство спортсменов – звезды, но их работа – командная. Каждый знает, в какой зоне должен играть и какие функции выполнять. Цель одна – выиграть.

Что нужно для формирования команды



Главное во время отбора спортсменов в команду – их карьерная цель. Она должна совпадать с целями клуба. Если спортсмен во время подписания контракта планирует в будущем распрощаться с командой, то он не подходит. Такие люди не будут согласованно работать с другими.

2. Роли. Есть формальные и неформальные роли.
Формальные роли – это зоны ответственности. То, что сотрудник делает в пределах своих обязанностей. Это добро и ловушка одновременно.

Зоны ответственности бывают на стыке: вы свою часть задания сделали – и коллега подхватил. Бывает, что они накладываются. Это хороший вариант, поскольку люди работают сплоченно.

Хуже всего, когда между зонами ответственности появляется бездна. Это момент, когда задание вообще никто не подхватит. Такая ситуация возникает, если люди слишком детально прописывают свои роли. Ведь всегда останутся задания, которые не входят ни в чьи обязанности.

Неформальные роли также важны. Например, исследователь (investigator) – человек, который видит разные возможности. Командный игрок (teamworker) – человек, который постоянно будет успокаивать команду, говорить «все нормально, давайте сядем, поговорим и все решим».

Одна из главных ролей – координатор (coordinator). Это человек, который должен организовывать всех с административной точки зрения. Часто эту функцию выполняют проджект-менеджеры. Страшнее всего, когда координатора нет. В таких командах отсутствует динамика.

Полезной является роль финишера (finisher) – человека, который доводит все до конца. Такой работник отвечает за то, чтобы в конечном варианте проект имел совершенный вид.

Неформальные роли нужно делегировать сотрудникам, не просто подумав: «Петр доводит все до конца, значит, он у нас финишер», а прямо говорить Петр: «Ты – финишер, мы надеемся, что в определенный момент ты все отшлифуешь».

3. Нормы. Это правила работы команды. Их можно условно разделить на три составляющие:

Как мы взаимодействуем
Когда команда планирует свою деятельность, важно сразу договориться о принципах коммуникации – как внутри коллектива, так и с клиентами. Например, раз в два месяца у нас будет стратегическая встреча, а раз в три – общая встреча компании.

Как принимаем решения
Есть разные подходы к принятию решений: руководитель все решает и делегирует подчиненным; сотрудники генерируют решение и советуются с руководителем; решения совсем не согласовываются с руководством.

Здесь важно помнить, что централизация ни к чему хорошему не приведет. Нужно делать ставку на децентрализацию. Сотрудники должны самостоятельно генерировать решения и при необходимости советоваться с руководителем.

Как разрешаем конфликты
Конфликты разделяют на рабочие и межличностные.
Бывает в команде постоянный task conflict: одним не нравится, как им ставят задачи, другим – как передают готовый результат. Тогда нужно разработать алгоритм, как должна выглядеть идеальная задача: что в ней прописывать, какие данные добавлять…

Межличностные конфликты сложнее улаживать. Чаще всего они возникают, если сначала не было сознательной работы над составом и позицией команды.

Важно понимать что конфликты – это хорошо. Они дают новые возможности для развития. Нужно только не игнорировать их, а выносить наверх и прорабатывать и тогда у вас обязательно получится сформировать эффективную команду.

На главную

Поделиться с друзьями
MayBroker
Добавить комментарий

Яндекс.Метрика