Как составить бизнес план

Чтобы понять, как составить бизнес план, который будет не только грамотно выполненным, но и эффективным, следует ознакомиться с требованиями международных бизнес — организаций, их опытом работы и, конечно, советами профессионалов. Если путешествие в страну знаний начинается с букваря, то азбукой любого бизнеса является руководство по составлению бизнес плана.

Как составить бизнес план

По сути, это – технико-экономическое обоснование целесообразности деятельности предприятия. Здесь можно увидеть желаемый результат развития компании.

Кому и для чего нужен бизнес план?

Бизнес-план выступает в роли связующего звена между руководством фирмы, акционерами, партнерами, спонсорами. Поэтому составляют его обычно на довольно долгий промежуток времени: от двух до десяти лет (возможно и дольше). Этот документ – один из первых пунктов плана, который предстоит выполнить частному предпринимателю начинающему дело «с нуля». Составляется он и для действующего предприятия либо при разработке нового продукта. Мы знаем, что любая гениальная идея, останься она лишь в голове у изобретателя, не принесла бы пользы ни ему, ни фирме, ни (возможно) и миру в целом. А мысль, оформленная на бумаге – уже наполовину реализована. Поэтому первая и главная цель бизнес-плана

– подать такую форму реализации проекта, которая приведет к взаимной выгоде всех заинтересованных сторон. Существует еще несколько также несколько задач, которые можно решить благодаря составлению такого документа:

• Сформулировать краткосрочные и долгосрочные цели данного предприятия. Назначить ответственных.
• Определиться с показателями товаров и услуг, которые фирма предоставит. В случае с запуском нового продукта – его основные характеристики.
• Оформить список маркетинговых средств, которые нужно будет осуществить для продвижения продукта.
• Оценить количество и качество ресурсов финансирования.
• Предвидеть возможные трудности.

как составить бизнес план

 Бизнес план. Виды

Можно сделать один большой бизнес план, в котором прописать всю необходимую информацию. Но часто бывает так, что он нужно иметь несколько бизнес-планов, которые будут воплощать разные идеи. К примеру:

• Финансовый план. Отображает полную или краткую ситуацию на фирме: настоящее положение, перспективы. Необходим для переговоров с потенциальными инвесторами.
• План роста. Показывает динамику развития компании в целом.
• План развития отдельного отдела/подразделения или реализации продукта (так называемое, «резюме проекта»).
• Готовый бизнес-план продвигающего характера. Нужен для оформления тендера или банковского кредита.

 Бизнес план. Особые ситуации.

Иногда бизнес план составляется на незавершенное производство с целью продажи. В таком случае нужно описать, что это был за проект, какие функции выполнял и в каких целях мог бы еще пригодиться. Возможен не только выкуп производственной части, но и переход сотрудников.

Предварительный этап

Перед тем, как составить бизнес план, нужно выполнить ряд работ, направленных на сбор материала. Во-первых, это мониторинг рынка. Будущий владелец интернет магазина должен быть уверен, что его фирма либо:

1. займет свободную нишу на рынке
2. будет конкурентноспособной и сможет не только окупить затраты на создание проекта, но и давать стабильную прибыль.

Будет ли пользоваться спросом торговля рыбой в рыбацком городе, где каждый второй ежедневно выходит в море на промысел? Только если предприниматель сможет предложить клиенту что-то большее. Особый вид солений? Оригинальный рецепт, по которому еще никто не готовил? Над этим можно подумать. Часто предприниматели идут на хитрость, делая ставку только лишь на необычность своей идеи. Так, по итогам 2012 года одними из самых необычных бизнесов в мире были признаны курсы плакальщиц, йога для собак и служба комплиментов. Бесспорно, одно только название каждого из этих проектов достойно газетного заголовка. Но способны ли они на долгую жизнь?

Бизнес план. Кому доверить?

Можно заняться написанием бизнес плана самому. Это приемлемо и для объемных, и небольших проектов. Образец для начинающих ничем не отличается от остальных, ведь даже в своем зародыше дело должно быть на высшем уровне.

Можно доверить написание специальным фирмам, которые специализируются на деятельности подобного рода. В первом варианте минимизируются расходы, во втором – риск ошибки (которая, к слову, может стать фатальной) снижается.

Есть третий вариант – нанять специального человека, который бы отвечал за качество планирования. Было бы неприятно получить отказ в тендере или кредитовании из-за небольшого просчета. Опыт крупных фирм показывает, что написание планов на заказ приносит ряд неудобств, ведь ответственный за это человек должен жить корпоративной жизнью, знать все подводные камни и понимать, как фирму лучше всего презентовать. Поэтому делать это лучше внутри компании, либо с консультантом.

Бизнес план. Порядок составления

Порядок составления различается в зависимости от размеров предприятия, характера деятельности и многих политических, экономических факторов, которые могут быть важными для компании. В целом, он следующий:

• Изучение методов планирования.
• Постановка целей.
• Определений целевой аудитории.
• Описание структуры бизнеса.
• Сбор данных для каждой сферы деятельности фирмы (образец: анализ рынка, потенциальной целевой аудитории, возможность конкуренции, сильные и слабые стороны фирма и конкурентов).
• Собственно написание. Конечный продукт – готовый бизнес план, который будет содержать резюме предприятия, конечные объемы выхода продукции, финансооборот, вложения.
• Чтение, изучение бизнес плана незаинтересованными лицами. Это могут быть узкие специалисты, которые могут дать профессиональную критику.
• Использование плана для контактов со спонсорами, выполнение пунктов.

Резюме бизнес плана.

Необходимо понять, что входит в резюме.
Резюме бизнес плана – что-то вроде аннотации к книге. Оно должно показать спонсору всю привлекательность будущей сделки и всю выгоду от вложенных средств. Резюме — это минимальный объем материала, выписки из самого документа, которые могут создать определенное впечатление о нем (а, соответственно, и о фирме) и стимулировать к ознакомлению с полным текстом.

Резюме пример довольно прост. В него входят:
• Производственные задачи.
• Описание фирмы.
• Краткий рассказ о продукте.
• Маркетинговый план.
• План по изготовлению.
• План, касающийся организации.
• Описание кадровых ресурсов.
• Финансовые показатели (желательно, в прогрессии).

Методики бизнес плана.

На международном рынке существуют три основные методики, по которым можно составлять бизнес план. Это методика UNIDO (United Nations Industrial Development Organization). Этот подраздел Организации Объединенных Наций занимается активной борьбой с нищетой и предлагает максимально эффективные методы планирования. Вторая методика — ЕБРР (Европейского банка реконструкции и развития) – самая короткая, так как подразумевает только указание пунктов «предприятие», «проект», «финансирование». И третья — BFM Group (Bureau of Financial Modeling) – самая молодая и, пожалуй, подробная методика. Как писать – зависит от того, с какой целью и для кого создается документ. Для внутрикорпоративного пользования обязателен подробный документ, для инвесторов лучше выделить только важные моменты.

Бизнес план. Оформление

Описанные выше стандарты дают представление о том, как должен выглядеть этот документ. Несмотря на то, что их несколько, в профессиональной среде образовалась некая форма, которая, объединив особенности всех трех методик, дала универсальный бизнес план. Выглядит он следующим образом:

• Титульный лист инвестиционного проекта.
• Предупреждение о конфиденциальности.
• Резюме фирмы.
• Ведомости про предприятие. Информация должна быть подробной: от даты создания и фамилий руководителей до описания видов деятельности и оказываемых услуг.
• Информация о проекте. Начать следует с географических координат (где находится, в каких условиях, что окружает), если это нужно. Далее – описать стоимость продукта, его преимущества, риски и производимый эффект.

• План продвижения.
• Непосредственная характеристика товара. Автор должен сформулировать уникальное торговое предложение, убедить в его успешности на рынке.
• Анализ и характеристика рынков сбыта (размеры, какую часть рынка компания уже занимает и планирует занять в дальнейшем).
• Анализ конкурентоспособности. Нужно провести мониторинг компаний, которые выпускают аналогичные продукты. После – сделать сравнительную характеристику и найти слабые места. Это упростит задачу разработчикам и маркетологам на их участках работы.

• Стоимость маркетингового продвижения.
• Внешняя экономическая деятельность (связи, выход на внешний рынок).
• Планы по: продажам, инвестициям, организации и финансам. Важно описать процесс производства со всеми его составляющими. Здесь же стоит указать, какие ресурсы и оборудование было (или будет) задействовано. Можно сыграть на двух вариантах. Первый – оборудование самое дорогое и, соответственно, продукт самый качественный и конкурентоспособный. Второй – ресурсы не такие дорогое, но зато продукт получается доступным (и тоже, соответственно, конкурентоспособный).

• Оценка эффективности, рисков.
• В последние страницы можно вложить дополнения: фотографии, рисунки, рекламу, отзывы – все то, что может наилучшим образом сказаться на репутации продукции и фирмы в целом.www.maybroker.ru

Пример бизнес плана.

Давайте рассмотрим, как составляется бизнес план для продуктового магазина, поскольку розничная торговля продуктами на сегодняшний день может стать достаточно прибыльным бизнесом в зависимости от месторасположения будущего магазина и некоторых других факторов.

Ситуация на отечественном продуктовом рынке

Сразу можно отметить безмерность современного розничного рынка – а это может значить то, что насыщение розничного рынка просто невозможно. Отечественный рынок можно назвать на данный момент относительно пустым в плане появления и заполнения различными гипермаркетами, а это говорит о целесообразности открытия продуктовых магазинов. Кроме того, существуют определенные этнические и экономические различия в различных регионах нашей страны, что обуславливает неплохой простор для деятельности инвестора.

Пример бизнес плана. Пустой рынок.

Средний прибыльный уровень непосредственно влияет на рентабельность розничного продовольствия, которая составляет примерно 25%. На минимальную сумму стартовых инвестиций влияет формат. Перед любым инвестором, желающим вложить собственный капитал в данную сферу деятельности, стоит определенный выбор:
• осуществлять присоединение к одной из крупных сетей, начиная развитие собственного бизнеса по франшизе;
• рискнуть и начать самостоятельную организацию дела.

Обычно сетевые проекты крупных масштабов (от 8 до 10 миллионов долларов) могут окупаться за 6 лет при удачном построении бизнеса. Но если открывать собственную региональную сеть магазинов «Ульянушка» — это может обойтись от 3 до 5 миллионов долларов. И возврат этих денег потребует три с половиной года при удачном построении бизнеса. Как бы там ни было, в качестве нижнего инвестиционного порога в столичный продовольственный сектор по расчетам специалистов является сумма в 50 тысяч долларов.

Пример бизнес плана. Формат будущего продуктового магазина.

Допустим, предполагается сделать продовольственный магазин «Ульянушка» в формате дискаунтера, что позволит предложить покупателям недорогие цены и будет отличаться специфичной организацией бизнес процесса. Очень важно расположение магазина – желательно, чтобы он располагался в спальном районе. Согласно статистике покупатель готов даже переплачивать за продовольственные продукты в том случае, если магазин находится недалеко от его дома.

Такой формат магазина можно называть «магазином на углу». Открытие магазина подобного рода может сулить неплохую прибыль в случае отсутствия в ближайшем районе аналогичных магазинов. При этом необходимо осуществить правильный подбор помещения и грамотное построение всех бизнес процессов. Естественно, что в центре города найти свободную торговую площадь намного сложнее и дороже, чем в спальном районе. Но как обуславливается выше, вариант с месторасположением в спальном районе подходит даже лучше.

Можно не выкупать новое здание (соответственно, не заниматься строительством или ремонтом), а использовать уже имеющееся предприятие в случае выкупа последнего.

Пример бизнес плана. Ритейл

Такой процесс называют ритейлом – он имеет положительные и отрицательные черты. В качестве положительных черт можно назвать сохраняемость инвестиционной привлекательности, ненужность рекламы, когда и так все в данном районе знают про этот магазин, отсутствие ослабления спроса. В качестве отрицательной черты можно назвать жесткую ограниченность платежеспособности. Стоимость магазина может определяться размерами торговой точки, величиной товарооборота и наличию собственной или арендованной площади, на которой этот магазин работает.

Средняя стоимость магазина, который можно приобрести в процессе ритейла, составляет 230 тысяч долларов.

Арендная ставка может достигать 850 долларов за квадратный метр в год и выше (в зависимости от месторасположения).

Пример бизнес плана. Месторасположение.

Выбор месторасположения подразумевает также прохождение каких-нибудь трасс или проходных путей возле магазина. Необходимо проследить за тем, чтобы магазин был заметен и имел удобные подъездные пути с парковкой. Здание магазина должно быть достаточно удобным. Перед принятием окончательного решения необходимо проведение специального маркетингового исследования.

При наличии жесткой конкуренции в районе желательно чем-то отличить собственную продукцию – либо более низкими ценами, либо качественной рекламой, в которой нужно указать о высоком качестве продукции, продаваемого в магазине «Ульянушка».

В разработке стратегии и маркетинговой концепции могут помочь специалисты из консалтингового агентства. Также необходимо проследить за приобретением качественного торгового оборудования. Иногда организаторы розничного продовольственного бизнеса совершают следующую ошибку – они приобретают новое оснащение в количестве, несоответствующем масштабам будущего магазина. А потому необходимо все конкретно рассчитать! В консалтинговом агентстве подобная услуга имеет стоимость от 3 до 10 тысяч долларов.

Ваши покупатели

В качестве потенциальных посетителей продовольственного магазина «Ульянушка» можно рассматривать следующие три группы:
1. покупатели продуктов для немедленного потребления;
2. покупатели продуктов про запас;
3. покупатели легких и недорогих продуктов (поскольку основную массу они приобретают на рынке или в супермаркете).

« на главную страницу

Яндекс.Метрика